Госпошлина при подаче иска потребителем

Требования по Закону РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»  (ЗоЗПП) может заявить гражданин, который приобрел товар или услугу для личных нужд, не связанных с предпринимательством.

Претензионный досудебный порядок по спорам потребителей не обязателен по общему правилу.  Но в некоторых случаях досудебная претензия необходима:

  • потребитель собирается взыскать в свою пользу штраф за отказ добровольно удовлетворить его требования в размере 50% от взыскиваемой суммы, установленный п. 6 ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей». Для взыскания такого штрафа необходимо, чтобы потребитель направил требование продавцу до суда, а тот отказался выполнить их;
  • потребитель заявляет требования в связи с оказанием услуг связи (ст. 55 Федерального закона от 7 июля 2003 года 126-ФЗ»О связи»);
  • потребитель требует расторгнуть договор с продавцом (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Льготы по госпошлине для потребителей

Гражданин-потребитель не уплачивает госпошлину при обращении в суд, если сумма требований по иску не превышает 1 миллион рублей.  В указанную сумму включаются только имущественные требования истца. Не учитывается компенсация морального вреда, которую можно взыскать по ЗоЗПП.

Если цена иска превышает 1 миллион рублей (например, спор идет о дорогостоящем имуществе), госпошлина уплачивается с размера превышения по ставкам, определенным для имущественных требований:

o             до 20 000 рублей — 4 % цены иска, но не менее 400 рублей;

o             от 20 001 рубля до 100 000 рублей — 800 рублей плюс 3 % суммы, превышающей 20 000 рублей;

o             от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 3 200 рублей плюс 2 % суммы, превышающей 100 000 рублей;

o             от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 5 200 рублей плюс 1 % суммы, превышающей 200 000 рублей;

o             свыше 1 000 000 рублей — 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей.

Например, по требованию о расторжении договора купли-продажи некачественного автомобиля и возврате уплаченных автосалону средств в размере 1 750 000 рублей, госпошлина подсчитывается по следующим правилам:

  1. госпошлина исчисляется в размере, установленном для имущественных требований со всей цены иска — 13 200 рублей + 0,5% от 750 000 рублей (суммы, превышающей 1 000 000 рублей) = 16950 рублей
  2. из нее вычитается сумма госпошлины, подлежащая уплате при цене иска 1 миллион рублей (т.е. 13 200 рублей в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ),
  3. разница в размере 3750 рублей уплачивается в бюджет до обращения в суд.

Потребитель может выбирать, в какой суд подать иск:

  • по своему месту жительства; либо
  • по месту нахождения продавца, нарушившего законодательство о защите прав потребителей, либо
  • по месту заключения или исполнения договора с продавцом (т.е. месту покупки, оказания услуг и т.п. (п. 7 ст. 9 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Госпошлина уплачивается по реквизитам суда, уполномоченного рассматривать дело.  В зависимости от суммы требований, иск необходимо подать:

  • мировому судье, если сумма имущественных требований к ответчику не превышает 50 000 рублей (пп. 5 п. 1 ст. 23 ГПК РФ);
  • в районный суд общей юрисдикции — во всех остальных случаях (ст. 24 ГПК РФ).

Требования о компенсации морального вреда, причиненного потребителю, рассматриваются тем же судом, который уполномочен рассмотреть имущественные требования.  Если же материальные требования не заявлены, дело относится к компетенции районного суда общей юрисдикции.

Льготы при обжаловании судебного решения

При обжаловании принятых судебных решений в апелляционной и кассационных инстанциях (судах субъектов Российской Федерации — городов, областей, краев), а также при подаче и надзорных жалоб в Верховный суд граждане — потребители освобождены от госпошлины при подаче апелляционных, кассационных и надзорных жалоб.

На других участников дела (ответчика — продавца) эта льгота не распространяется.  Ответчик по иску о защите прав потребителей уплачивает госпошлину за подачу встречного иска, апелляционное, кассационное и надзорное обжалование по общим правилам.

При заключении мирового соглашения

Если потребитель уплатил госпошлину за подачу иска, превышающего 1 миллион рублей, согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ, при заключении мирового соглашения между потребителем — истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции или Верховном Суде РФ, госпошлина не возвращается.  Аналогичное правило применяется и при признании иска ответчиком после начала рассмотрения дела.

Если же госпошлина была оплачена ошибочно (то есть, при цене иска потребителя менее 1 миллиона рублей), она подлежит возврату по правилам ст. 333.40 Налогового кодекса РФ.

Взыскание госпошлины, если иск выигран

Если истец — потребитель выиграл дело, госпошлина взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ, пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).

Если в иске потребителю отказано

Если истец — потребитель проиграл дело, взыскание с него госпошлины судом не производится. Согласно п. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса, госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований.  Взыскание госпошлины с истца, освобожденного от ее уплаты, законом не предусмотрено.

Вне зависимости от того, отказал ли в иске суд первой инстанции, либо решение в пользу ответчика вынесено при дальнейшем обжаловании, взыскивать с истца -потребителя госпошлину неправомерно (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 года).

Жалоба в Роспотребнадзор

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  (Роспотребнадзор) контролирует соблюдение прав потребителей.  На основании обращений граждан, органы Роспотребнадзора уполномочены выдавать предписания об устранении нарушений законодательства, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать штрафы. Если организация или индивидуальный предприниматель не выполняет требования Роспотребнадзора, с него может быть взыскан штраф на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях. Жалоба подается в территориальное управление Роспотребнадзора лично или в электронной форме, госпошлиной она не оплачивается.  Ответ на жалобу должен быть выдан в течение 30 дней.

Льготы по госпошлине для потребителей не применяются

Законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях.  Но если спор возник по поводу оказания организацией (ТСЖ, СНТ) платных услуг гражданину, Закон РФ «О защите прав потребителей» будет применим (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

Остались вопросы? Обратитесь к юристу: приведенная в статье информация носит общий характер и не заменяет юридическую консультацию по конкретному делу.

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о госпошлинах
Adblock
detector