Утилизационный сбор на автомобили и спецтехнику: размер и порядок оплаты

Утилизационный сбор появился в России, как средство обеспечить полезное использование утративших свои потребительские свойства автомобилей.  Это неналоговый, но обязательный платеж, который взимается с произведенных или ввезенных в Россию транспортных средств (легковых и грузовых транспортных средств, самоходных машин, шасси).

Основанием для оплаты утилизационного сбора является статья 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89 «Об отходах производства и потребления». Размер утилизационного сбора зависит от вида транспортного средства.  За легковые машины платят меньше, за тяжелую технику – больше.

Сколько платить

Размеры утилизационного сбора для автомобилей установлены Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26 декабря 2013 года «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Для расчета нужно умножить базовую ставку на установленный правительством коэффициент.

На данный момент базовая ставка утильсбора составляет 20 000 рублей для легковых автомобилей.  Для транспортных средств, используемых в коммерческих целях, базовая ставка значительно больше – 150 000 рублей.

Ставку нужно умножить на коэффициент, применимый для плательщика.  Для физических лиц на легковые автомобили установлен понижающий коэффициент:

  • 17, если машина новая; и
  • 26, если она старше трех лет.

Например, если гражданин ввозит в Российскую Федерацию новый легковой автомобиль (в этой ситуации обязанность по оплате возложена на него самого), он должен будет заплатить утилизационный сбор в размере: 20 000 рублей * 0.17 = 3400 рублей.  Если же автомобиль произведен более 3 лет назад, сумма к оплате составит: 20 000 рублей * 0.26 = 5200 рублей.

Для сравнения, юридическое лицо должно будет заплатить за новый легковой автомобиль категории М1 утилизационный сбор с коэффициентом 8.92.  Итоговая сумма к оплате составит 178 400 рублей.

Утилизационный сбор не отменяет и не заменяет таможенные пошлины за ввоз транспортного средства.  Это дополнительный платеж.

Утильсбор уплачивается в отношении автомобилей категорий М1 (в том числе повышенной проходимости G), M2, M3, N1, N2, N3, прицепов категории О4 с максимальной массой более 10 тонн.  Для мотоциклов утильсбор не установлен.

Утильсбор на спецтехнику установлен другим нормативным актом – Постановлением Правительства РФ № 81 от 6 февраля 2016 года «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним» (в приложении).  В 2020 году базовая ставка для спецтехники установлена в размере 172500 рублей, путем применения к ней коэффициента платеж увеличивается от 3 до 160 раз.

Когда нужно платить

Большую часть собираемого утильсбора обеспечивают производители, заводы которых находятся в России. В соответствии с законодательством, утильсбор должен быть уплачен до того, как транспортное средство выйдет на рынок.

Физическое лицо может столкнуться с необходимостью уплатить утилизационный сбор в двух случаях:

  • когда ввозит автомобиль из-за границы
  • если приобрел транспортное средство у продавца, который не уплатил утильсбор по какой-либо причине.

При ввозе автомобиля утилизационный сбор собирает Федеральная таможенная служба (ФТС). Он уплачивается в ходе таможенных процедур.

На уже находящиеся в России ТС утильсбор администрирует Федеральная налоговая служба.

Плательщик должен самостоятельно рассчитать сумму утильсбора и заплатить его по реквизитам, указанным на сайте ФТС или ФНС.

Узнать, оплачен ли сбор, можно из ПТС или паспорта самоходной машины.  В разделе «Особые отметки» документа ставится отметка об уплате утилизационного сбора или о том, что оплачивать его не требуется.  Такая же отметка вносится и в дубликат ПТС, который выдается взамен потерянного или испорченного оригинала.

Ответственность за неуплату

Если ПТС выдан после 2012 года, а отметки в нем нет – существует риск, что владелец уклонился от оплаты.  После смены собственника неуплаченный утильсбор может быть взыскан как с продавца, так и с покупателя.

Мнение эксперта
Комментирует юрист Александр Васильев
Как указал Верховный Суд РФ в Определении от 6 сентября 2019 года № 310-ЭС19-8382, неуплаченный без оснований утилизационный сбор может быть взыскан за счет средств покупателя, который знал или должен был знать о неисполнении обязанности по его уплате предыдущим собственником, т.е. лицом, которое ввезло транспортное средство в Россию.  По существу, в п. 3 ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлена солидарная ответственность неплательщика и нового собственника транспортного средства за уплату утилизационного сбора.

Дальнейшая судебная практика развивается в соответствии с высказанной Верховным Судом точкой зрения.  Так, в соответствии с Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2020 года по делу № А21-959/2019, суд удовлетворил требование таможни о взыскании утилизационного сбора с импортера.  Суд указал, что несмотря на продажу транспортных средств третьему лицу, обязанность по оплате не прекратилась.

Срок исковой давности для взыскания утилизационного сбора составляет 3 года.

Кроме того, если утильсбор не уплачен, автомобиль нельзя эксплуатировать на законных основаниях.  Без подтверждающих оплату документов или отметок  в ПТС транспортное средство нельзя зарегистрировать  в ГИБДД.  Езда без регистрации в соответствии со ст. 12.1 КоАП РФ карается штрафом в размере от 500 до 800 рублей для физических лиц, а при повторном нарушении – лишением прав на срок до 90 дней.

Кто не должен платить

Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89 «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор не платят в отношении следующих видов транспортных средств:

  • автомобилей категории M и N, в том числе повышенной проходимости категории G, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях в оригинальном или отреставрированном до оригинального состояния;
  • транспортные средства участников программ переселения в Россию,
  • автомобили консульств, посольств, международных организаций, их сотрудников и членов их сетей;
  • легковые машины не старше 3 лет, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.
Мнение эксперта
Комментирует юрист Александр Васильев
Зачастую участникам государственных программ и членам их семей приходится доказывать свое право на льготу в суде.  Так, Апелляционным определением Свердловского областного суда от 5 апреля 2018 года по делу № 33а-6038/2018 рассмотрено дело, в котором прокурор обратился в суд за защитой прав участников государственной программы по оказанию добровольного содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.  Таможенная служба попыталась взыскать с них утилизационный сбор за ввезенный в Россию автомобиль ГАЗ 330900-1372 в сумме более 1 миллиона рублей, принадлежащий члену семьи переселяющегося в Россию из Казахстана соотечественника.  Суд указал, что освобождение от оплаты утильсбора равным образом распространяется и на самих переселенцев, и на членов их семей, для них установлены равные права и меры поддержки со стороны государства.  На этом основании требование ФТС об оплате было признано незаконным.

Как вернуть переплату

Если утильсбор был уплачен дважды или в излишнем объеме, переплату можно вернуть в течение 3 лет. Для возврата необходимо обратиться с заявлением в государственный орган, принявший платеж (ФНС или ФТС).  К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие ошибочную оплату и копию ПТС, а также указать реквизиты банковского счета для получения средств.  Решение по заявлению о возврате должно быть принято в течение 30 дней с момента его подачи.

 
 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о госпошлинах
Adblock
detector